Сейчас много говорят об автоматизации, роботизации, но кто задумывается о сути? О том, как фактически делают передние ведущие мосты? Во многих компаниях это воспринимается как просто сборка компонентов, как конвейер. А на самом деле, здесь как раз и кроется самое интересное – сочетание инженерной мысли, точности изготовления и, чего уж греха таить, небольшого количества 'магии', если понимать, что под ней подразумевается. Мы в ООО Ляонин Лянцзяо Автозапчастями Торговля, занимаемся этим вопросом достаточно давно, и каждый проект преподносит свои сюрпризы. И, если честно, иногда просто удивляешься, как вообще всё держится.
В общем-то, если посмотреть свысока, процесс можно разбить на несколько этапов. Начало, как и в любом производстве, – это проектирование. Здесь важны не только технические характеристики – грузоподъемность, момент, допустимая нагрузка и т.д. – но и, что немаловажно, стоимость изготовления. Нужно найти золотую середину, чтобы мост был надежным, но и не слишком дорогим. Это часто является головной болью, особенно при производстве мостов для определенных типов автомобилей. Проектирование – это непрерывный процесс доработки, особенно когда речь идет о новых моделях машин, конструкция которых еще не до конца отработана. Наши инженеры часто сталкиваются с ситуацией, когда первоначальные расчеты оказываются не совсем верными после первых тестов.
Далее идет подготовка к производству: выбор материалов, закупка комплектующих. И тут тоже есть свои нюансы. Не всегда легко найти поставщиков качественных деталей, особенно если речь идет о нестандартных компонентах. Мы часто сотрудничаем с несколькими поставщиками, чтобы иметь возможность выбора и избежать перебоев в производстве. Помню, как однажды у нас возникла проблема с поставкой определенных типов стальных сплавов – поставщик внезапно остановил производство. Пришлось искать альтернативные решения, что затянуло сроки изготовления на несколько недель. И это только один из примеров, когда приходится идти на компромиссы.
Самый ответственный этап – это, безусловно, обработка деталей. Здесь используются самые разные технологии: фрезерование, токарная обработка, шлифование, термическая обработка. Ключевым фактором является точность изготовления. Малейшая ошибка в геометрии может привести к серьезным последствиям – к снижению надежности, к повышенному износу, а в худшем случае – к поломке моста. Мы используем современное оборудование – современные фрезерные и токарные станки с ЧПУ, а также оборудование для контроля качества. Но даже при использовании самого современного оборудования, необходимо постоянное обучение персонала и контроль за соблюдением технологических режимов.
Особое внимание уделяем термической обработке. Именно она определяет прочность и износостойкость деталей. Каждый тип стали требует определенной схемы закалки и отпуска. Неправильно выполненная термическая обработка может привести к снижению прочности детали и ее преждевременному износу. В последнее время мы активно изучаем новые технологии термической обработки, например, лазерную закалку, которая позволяет получать более однородную структуру металла.
Нельзя забывать о контроле качества. Каждая деталь проходит несколько этапов контроля – визуальный осмотр, измерение размеров, проверка на соответствие техническим требованиям. Мы используем современное измерительное оборудование – штангенциркули, микрометры, координатно-измерительные машины. Также проводим неразрушающий контроль – ультразвуковой контроль, рентгеновский контроль. Это позволяет выявить дефекты, которые не видны невооруженным глазом. Мы стремимся к тому, чтобы каждый мост, который мы производим, соответствовал самым высоким требованиям качества.
Иногда, конечно, возникают спорные моменты в вопросах контроля качества. Например, когда обнаруживается незначительный дефект, и возникает вопрос – можно ли его устранить или деталь нужно отбраковывать. В таких случаях необходимо учитывать множество факторов – тип дефекта, его расположение, нагрузку, которую будет испытывать деталь. Решение принимается после консультации с инженерами и технологами. Мы стараемся придерживаться принципа – лучше отбраковать деталь, чем поставить на дорогу некачественный мост.
За время работы мы накопили большой опыт и вынесли много уроков. Например, мы поняли, что очень важно правильно подбирать материалы для изготовления мостов. Не всегда самое дорогое – самое лучшее. Некоторые материалы, которые изначально кажутся более подходящими, на практике оказываются менее долговечными. Поэтому мы уделяем большое внимание тестированию различных материалов и выходим на определенные решения, которые наиболее оптимальны.
Еще один важный урок – это необходимость постоянного обучения персонала. Технологии постоянно развиваются, появляются новые материалы и методы обработки. Если не следить за изменениями, то можно быстро потерять конкурентоспособность. Мы регулярно проводим тренинги и семинары для наших сотрудников, чтобы они могли быть в курсе последних достижений науки и техники. Кстати, это не только улучшает качество продукции, но и повышает мотивацию сотрудников.
В ближайшем будущем мы планируем расширить ассортимент выпускаемой продукции и выйти на новые рынки. Также планируем инвестировать в новое оборудование и технологии. Особое внимание уделяем автоматизации производства. Автоматизация позволит повысить производительность, снизить себестоимость продукции и улучшить качество изготовления. Сейчас изучаем возможности внедрения роботизированных комплексов для обработки деталей.
Не исключаем и сотрудничество с другими компаниями в сфере автомобильной и железнодорожной промышленности. Например, мы можем производить детали по заказу других компаний или участвовать в совместных разработках новых продуктов. В общем, перед нами открываются большие перспективы, и мы готовы к новым вызовам. Главное – не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствовать свои знания и навыки. И, конечно, продолжать делать надежные и качественные передние ведущие мосты.